• Пользователь «Роба»

    Написал , 12 июля 2017 г. 19:24

    Самолётом в 1960-е: как летали советские люди?

    Сейчас отпуск без авиаперелёта — явление исключительное. А вот полвека назад полёт на самолёте, наоборот, был событием выдающимся. Как летали в то время? Правда ли, что были спальные купе и что баки с горючим находились прямо в салоне?

    "Столы для детских игр"

    Владимир Александрович Пеньков несколько лет провёл вместе с семьёй на Кубе: в 1960-х он работал инженером-геологом и при этом владел испанским языком, так что его, как специалиста, пригласили "за океан".

    — Перелёты были прямыми и очень долгими — дорога от "порога до порога" занимала 21, а то и 24 часа! Помню, в салоне стояли круглые баки высотой примерно в метр. Мы думали, это столы для каких-то детских игр — собственно, по этому назначению они вполне успешно использовались. А на самом деле это были баки с топливом, использовавшимся во время полёта, — вспоминает он.

    Уже ближе к 80-м самолёты стали летать с посадками для дозаправки в ирландском Шенноне или в Марокко, а вот первые рейсы до Гаваны выполнялись через Мурманск и так называемый северный маршрут — через нейтральные воды Атлантики.

    — Помню, самолёт приземлился и нас повели в какой-то зал пообедать, а там — полным-полным всякой рыбы и икры! Мы были просто поражены обилием редких в то время деликатесов! Хотя и на борту кормили вполне неплохо — мы точно не голодали!

    Закат вместо телевизора

    По словам Владимира Александровича, самолёты в те времена были куда более шумными, чем сейчас!

    — И трясло порой здорово, и двигатели гудели громче. Иногда летишь уже на порядочной высоте — вроде нормально. А как самолёт достигнет, например, Средиземного моря и греческих островов, там опять трясти начинает. Но виды поразительно красивые!

    Фотографироваться на фоне самолёта (да и в самом самолёте) не разрешалось, поэтому снимков, увы, не осталось. Однако "советский пассажир" до сих пор вспоминает виды:

    — В те времена пилотов ещё не обязывали запираться в кабине. Иногда они открывали дверь, чтобы пассажиры могли полюбоваться потрясающими закатами. Выглядело, как будто мы в печку летели, даже страшно было — такое марево.


    Никаких телевизоров в те года, понятное дело, не было. Но скучать в пути не приходилось, люди везли все развлечения с собой: кто-то брал газеты и книги, другие играли в карты, а некоторые, как, например, Владимир Александрович, всю дорогу развлекал семью:

    — То с дочкой поиграть нужно было, то кроватку ей организовать из кресел, то погулять по салону — ребёнок очень отвлекал нас с женой от тягостного ожидания посадки!

    Чаевые консулу

    Елена Абрамовна Кагановская работала переводчицей. В начале 60-х она несколько раз летала в командировки на Цейлон — СССР построил там шинный завод.

    — Это были полёты на Ил-18 общей продолжительностью в 16 часов. Были две посадки — в Тегеране и Карачи. И два раза кормили — это было не застолье, но довольно сносная еда. Учитывая, что я всегда принимала перед полетом "Аэрон" (применяют для профилактики и лечения морской и воздушной болезни. — Прим. Лайфа), неудобств, связанных с тряской или какими-то особыми запахами, не было — может, просто не помню. Был один забавный случай: как-то в аэропорту Коломбо нас встречал консул СССР. У него была неславянская внешность, и я чуть было не дала ему на чай за то, что он помог мне с чемоданом. Слава богу, местных денег с собой ещё не было.

    Обоснованные страхи

    Первый полёт Алексея Аркадьевича Линеева состоялся летом 1977 года.

    — Я летел на конференцию во Францию и страшно боялся: за пару месяцев до этого на Канарах произошла страшная авиакатастрофа. Пришлось осушить половину запасов алкоголя — тогда запрет на пьянство на борту ещё не ввели. Наверное, с пониманием относились к страхам пассажиров. А может, сами пассажиры даже во хмелю вели себя интеллигентнее.


    Кстати, та катастрофа, о которой говорит Алексей Аркадьевич, до сих пор является рекордсменом по количеству жертв. 27 марта 1977 года на взлётной полосе аэропорта острова Тенерифе столкнулись два самолёта. Тогда погибло 583 человека. Основной причиной трагедии следователи назвали неправильную интерпретацию команд авиадиспетчеров, повлёкшую за собой ошибки экипажа одного из самолётов.

    Авиакатастрофа на Тенерифе заставила Международную организацию гражданской авиации пересмотреть ряд правил безопасности в гражданской авиации. В частности, был принят единый для всех международных аэропортов стандарт фраз, а пилоты с тех пор могут принимать решения только при согласии всего экипажа, отвечающего за пилотирование.

    Цены

    Мария Александровна Иванькова работала в НИИ гражданской авиации — участвовала в испытаниях самолётов. Она вспоминает, что в начале 1980-х на юг летали Ту-134 и Ту-154, а на север, в Петрозаводск — Як-40.

    — Вообще, самолётами в отпуск летали не очень часто — в основном путешествовали поездами, потому что это было подешевле. Авиацией пользовались либо льготники — например, те, кто работал в этой сфере, либо те, кто мог себе позволить купить билет. Мне, например, полагался бесплатный пролёт, а дочке до 12 лет делали огромную скидку — кажется, я платила лишь четверть цены.



    Леонид Николаевич Моторин — тот самый редкий пассажир, который мог позволить себе авиаперелёт до места отпуска.

    — В 60-х рейс Москва — Адлер обходился в 21,50 рубль. Зарплата инженера на заводе на тот момент составляла 110 рублей. На борту разрешали курить, и никому даже в голову не приходило, что как-то можно это право оспорить или запретить. Кормить не кормили, но давали конфетки-барбариски. А из Адлера до Гагр можно было добраться на вертолёте — это постоянно практиковали туристы-дикари. Стоимость я не помню, но было вполне по карману. В кабине помещалось шесть-семь человек. Но трясло и грохотало просто невероятно!

    Куда и как летал "Аэрофлот"


    "Аэрофлот" — главный отечественный авиаперевозчик в СССР. Лайф связался с Татьяной Сергеевной Виноградовой, посвятившей работе в "Аэрофлоте" всю свою жизнь. Хотя она и закончила летать в 1985 году, в компании работает до сих пор — занимается подготовкой и воспитанием бортпроводников.

    По её словам, рассвет гражданской авиации с точки зрения масштабности полётов пришёлся на середину 60-х годов.

    — Сама я летала на необыкновенном трансконтинентальном лайнере Ту-114. Этот самолёт в то время был невероятно прогрессивен, ведь он мог выполнять длительные беспосадочные полёты на международных линиях, таких как Москва — Гавана.

    А ещё Ту-114 примечателен и с точки зрения конструкции, ведь это двухэтажное воздушное судно.

    — На первом этаже находилось багажное помещение и кухня, где можно было подогреть горячее питание для пассажиров. А на основном этаже — три пассажирских салона и четыре спальных купе.


    Второй знаменательный на тот момент рейс был по маршруту Москва — Токио. Пассажиры обслуживались совместной бригадой Аэрофлота и Japan Airlines. Первый полёт по маршруту Москва — Токио состоялся 17 апреля 1967 года.

    Основная масса рейсов выполнялась в Европу, Азию и Африку. В июле 1968 года на воздушном судне Ил-62 была открыта линия Москва — Нью-Йорк, а в мае 1969 года начались полёты в Сингапур.

    — По мере расширения диапазона маршрутов укреплялись связи между Советским Союзом и другими странами в области науки, культуры, а также политические взаимоотношения, — отмечает Виноградова. — Важно, что в то время СССР принимал большое участие в выполнении масштабных мировых проектов в области строительства, в связи с чем наши специалисты летали во многие страны.

    Будни на борту

    Вспоминая питание, предлагавшееся на борту, Татьяна Сергеевна отмечает такие изыски, как икра, высокосортные колбасы и большой выбор сыров и фруктов.

    — А когда стали летать с японцами, меню расширилось ещё и за счёт блюд национальной кухни. По маршруту Москва — Токио предлагались блины с икрой, с красной рыбой, пельмени. По маршруту Токио — Москва подавали блюда японской кухни.

    А ещё в те годы в Москве учились многие студенты из других стран, например, с той же Кубы.

    — Было много ситуаций, когда приходилось заменять родителей, — вспоминает Татьяна Сергеевна. — Однажды летела девочка без сопровождения, и по правилам таким детям нужно уделять максимум внимания. Я её кормила, читала ей и укладывала спать. В конце полёта она ни в какую не хотела от меня отходить! Её звали Рофита. Пришлось её лично сопровождать и передавать на руки бабушке, а потом обещать, что приеду к ней в гости. Со слезами, но она всё-таки согласилась.

    Звёздные пассажиры

    Нередко Татьяна Сергеевна летала со знаменитостями того времени:

    — Я летала с интереснейшими людьми эпохи — Майей Плисецкой, Родионом Щедриным, Владимиром Высоцким, американскими астронавтами и российскими космонавтами, Мариной Влади, юным Спиваковым, принцем одного юго-восточного государства, Раулем Кастро и многими другими известными людьми, — вспоминает Татьяна Сергеевна. — В числе требований к бортпроводникам была и дополнительная подготовка к полёту, мы старались заранее почитать о таких пассажирах, изучали национальные устои иностранных гостей. За автографами мы не обращались, хотя, когда мы летели с Алексеем Леоновым в Америку, он подарил мне фотографию своего выхода в космос. С автографом. Я до сих пор храню это фото. (с) (Юлия Шишкина)

    3ea77d0d00fbbb3f60942da74958efa6__1300x

    1ee89c8c83aa82e4ea25373177901337__980x

    31f22ff0f872dce0a294c80fcd42426d__1300x

    29b3aaddc5525d6b78673380719df45d__980x

    0974d547cb8b565935f471fdb0f79d03__980x



 Написать комментарий ↓


Комментарии (263)

Для добавления комментария необходимо авторизироваться

Поиск по блогу


Сегодня день рождения у

У этих граждан сегодня день рождения, если, конечно, они нам не соврали ;)